Lily & Rose

Сайт о здоровье и творчестве

Культура и искусство Эрик Булатов — один из самых дорогих российских художников современности

Эрик Булатов — один из самых дорогостоящих современных российских художников, живущий нынче на два города, Париж и Москву. Его полотна находятся в коллекциях крупнейших западных музеев, экспонируются на Венецианской биеннале, в Третьяковке, Кунстхалле, Центре Помпиду и Лувре, успешно расходятся за баснословные суммы на аукционах. Так, его холст «Брежнев. Советский космос» ушел с торгов за 1 600 000 $. Правда, за год у Булатова получается написать всего 3-4 картины.

Эрик Булатов. Советский космос . 1977. Холст, масло. Музей искусства авангарда (МАГМА). Сourtesy Сергей Попов и Музейно-выставочное объединение «Манеж». © Эрик Булатов, Наталия Годзина, 2014

Тернистый путь к успеху
Профессиональное образование Булатов получил в московской художественной школе и суриковском институте. В становлении художника немалую роль сыграли Фальк и Фаворский, считающиеся ныне предтечами нонконформизма. В советское время Булатов осознавал, что его работы не будут угодны власти, поэтому писал «в стол» и экспонировался в Союзе крайне редко. На жизнь зарабатывал иллюстрированием книг в издательствах детской литературы «Детгиз» и «Малыш». Такая себе внутренняя эмиграция. За 30 лет Булатов в соавторстве с О. Васильевым проиллюстрировал более 100 книг.

За границу его работы стали вывозиться в 70-х, практически бесплатно, с печатью от советского Минкульта «Художественной ценности не имеет». В 1988 г. в Цюрихе прошла первая персональная выставка Булатова, его признали лучшим художником года по версии ЮНЕСКО.

В 1989 г. Булатов с женой уехал в Нью-Йорк, где имел успех, а через два года поселился в Париже. После распада Союза художник регулярно приезжает в свою московскую мастерскую на Чистопрудном бульваре, активно сотрудничает с российскими музеями и галереями. Булатов, уже ставший живым классиком, актуален и интересен представителям новой генерации современного искусства.

Так, в 2015 г. он был задействован в создании крупногабаритных полотен для открытия «Гаража», музея современного искусства в Москве. Одну из стен Зала свободы в екатеринбургском Ельцин-центре украшает настенная роспись Булатова под названием «Свобода». Этот зал для показа своей  коллекции был выбран современным модельером Гошей Рубчинским,  который неоднократно в своем творчестве обращался к работам художника.

Иллюстрации Эрика Булатова и Олега Васильева к книге Шарля Перро «Золушка». М.: Малыш, 1971

Творческое кредо

Булатова причисляют к разным художественным направлениям — авангарду, фотореализму, концептуализму. Его именуют основателем соц-арта и «художником перестройки». Сам Булатов соглашается, что подобные дефиниции отчасти справедливы, но отмечает, что в его работах есть и то, что не вписывается ни в одно из направлений. В этом и состоит уникальность  почерка художника.

Становление соц-арта как варианта поп-арта на советском материале во многом обязано булатовскому «Горизонту» (1971-72), появившемуся еще до совместных работ Комара и Меламида. Булатов называет поп-арт своим союзником, который позволил ему без стеснения говорить о своем времени, апеллируя к тиражированным образам советской действительности.

Эрик Булатов. Живу — вижу. 1999. Холст, масло. Музей искусства авангарда (МАГМА). Сourtesy Сергей Попов и Музейно-выставочное объединение «Манеж». © Эрик Булатов, Наталия Годзина, 2014

Текстовые надписи и выразительные средства советского плаката художник противопоставляет фотореалистичным пейзажам, подчеркивая искусственность и фальшивость идеологических догм коммунизма как религии, навязанной взамен христианской. И хотя в работах, ставших иконами своего времени, Булатов не прибегал к прямой пародии, а лишь констатировал то, что видел, зритель получил возможность почувствовать и догадаться, что советские плакатные лозунги — это путь далеко не в светлое и безоблачное будущее.

Кредо художника «Живу — вижу» позволило  ему сохранить независимость в отношении соцреалистической доктрины и показать обратную сторону советской «медали».

Искусство, по мнению Булатова, помогло ему преодолеть несвободу социальной клетки и выйти за ее пределы на дорогу к истинной свободе, олицетворенной в образах природы. Проблему свободы-несвободы художнику удалось переосмыслить сквозь призму взаимодействия и противостояния пространства и плоскости художественного полотна. На сегодняшний день Булатов утверждает, что в своем творчестве он вышел за ограничения социального пространства, открыв для себя экзистенциальный горизонт.

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:


Хочу себе плагин с такими кнопками

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Lily & Rose © 2018|Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных. Frontier Theme